Жевержеев Левкий Иванович
(1881-1942)
Фабрикант, библиофил, критик, искусствовед, коллекционер, меценат, председатель петербургского общества художников «Союз молодежи» (1910-1913), наполовину татарин, наполовину турок, мусульманин, принявший христианство. Богатый промышленник, фабрика которого поставляла золототканые и парчовые ризы и прочие уникальные церковные аксессуары по всей России. Знаток искусства, близкий знакомый Бакста, Хлебникова, Маяковского, Крученых, Татлина, Малевича, Филонова … Основатель коллекции, которая стала основой Театрального музея в Петербурге, и первый его директор после Революции. Питерский Бахрушин, можно сказать. Но почему-то гораздо менее известный. Один из организаторов музея театрального и музыкального искусства в Петербурге. Должность заместителя директора этого музея он занимал до самой смерти. Жевержеев принадлежит к той когорте удивительных людей (а среди них Морозов, Рябушинский, Мамонтов, Зимин, Третьяков, Бахрушин и другие), чей вклад в русскую культуру не менее значим, чем вклад знаменитых писателей, художников, композиторов, актеров. Его театральная коллекция, частично экспонированная в 1915 году, судя по выпущенному каталогу, содержала уникальные документы, связанные с историей русского театра, и могла поспорить со знаменитым собранием Бахрушина. Именно Жевержеев после основанной на его коллекции петроградской «Выставки памятников русского театра», проходившей в 1915 году. Сам Жевержеев после революции уезжает в Америку (кстати сказать, его дочь Тамара, ставшая там довольно известной балериной, была замужем за Дж. Баланчиным, а точнее, была его первой женой. Баланчин (тогда еще Георгий Баланчивадзе) родился в Петербурге, воспитывался в нашем Хореографическом училище и уехал из России в 1924 году двадцатилетним, уже проявив свой дар хореографа в труппе «Молодой балет».), но вскоре возвращается в Россию, работает в том самом музее, который вырос из его коллекции, и в нем же умирает во время блокады. В квартире, которую занимал последний директор императорских театров Теляковский, начинался Театральный музей. Его возглавляли двое чудных людей: Левкий Иванович Жевержеев и Петр Николаевич Шеффер. Оба они по праву вошли в историю советской театральной культуры и заслуживают самой доброй памяти. В центре Петербурга, на Александринской площади, названной впоследствии площадью Островского, с 1918 года располагается Театральный музей (ныне Музей театрального и музыкального искусства). Многое видели его стены начиная с тех времен, когда здесь, в знаменитом ансамбле Росси, помещалась контора императорских театров и квартира ее директора Владимира Аркадьевича Теляковского, умевшего находчиво, хитро, а порой и талантливо, щадя такую тонкую материю, как актерское самолюбие, находить выходы из самых сложных творческих и психологических тупиков, способствуя тем самым развитию и славе русского театра. Об этом немало сказано в мемуарной и историко-театральной литературе. В Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства хранится знаменитый альбом Л.И. Жевержеева с рисунками и автографами 1915-1926 г.г. из 165 листов, в переплете коричневого картона с цветочным рисунком; корешок и уголки темно-зеленой кожи. Владелец альбома — Левкий Иванович Жевержеев, искусствовед, бывший директор Ленинградского театрального музея. Альбом представляет собой уникальное собрание рисунков и автографов выдающихся современников Л.И. Жевержеева, посетителей его «пятниц». Альбом был задуман по образцу «Чукоккалы». Среди оставивших в альбоме свои рисунки и автографы — художники Н. Альтман, Ю. Анненков, А. Бенуа, М. Добужинский, А. Радаков, О. Розанова, И. Школьник; театральные деятели и актеры В.Н. Давыдов, М.Н. Ермолова, И.Е. Ершов, В.Э. Мейерхольд, Н.Н. Ходотов, А.И. Южин; писатели А. Блок, В. Иванов, А. Каменский, М. Кузьмин, В. Маяковский, А. Ремизов, В. Хлебников. Всего в альбоме 325 рисунков и автографов. Что касается библиотеки Левкия Жевержеева, то собирал он помимо театральной тематики книги по русской литеретуре и беллетристике. Собрание насчитывало 3250 книг.Так как тема обширна, а собирал он не только классиков, то как-то самим собой в библиотеке скопилось огромное количество конфискованных и запрешенных книг по беллетристике.
Источник: http://sales-books.by.ru/